Редуктор или прямой привод. Какое мотор-колесо выбрать?
Выжать ручку газа до упора и лететь со скоростью автомобиля по дорогам и не бояться что придется тащить на себе железного коня, если аккумулятор сядет. За это отвечает мотор-колесо — один из распространенных типов двигателей электровелосипеда. В статье разберем, какой мотор выбрать и для какой езды он подходит.
Как устроено мотор-колесо с прямым приводом
Мотор-колесо с прямым приводом (Direct Drive) — мотор расположен в колесе и состоит из двух частей: ротор и статор. Статор вращается вокруг ротора и приводит колесо в движение. Из-за простоты конструкции мотор не требует обслуживания.
Для разгона до 35 км/ч хватит двигателя мощностью 600−700 Вт. Для скорости от 50 км/ч рассматривайте мотор от 1200−1500 Вт.
Как устроено мотор-колесо с редукторомМотор-колесо с редуктором — редуктор — это механизм, который увеличивает крутящий момент двигателя. Подъемы на холмы будут легче, а вот скорость передвижения ограничится до 25—40 км/ч.Если планируете ездить на небольшой скорости и в городских условиях, а вес райдера не превышает 90 кг, достаточно будет 250—350 Вт мощности мотора. Для холмистого, горного рельефа рассмотрите редукторный мотор свыше 500 Вт.
Что важно при выборе мотора
А теперь разберем характеристики, на которые, сто́ит ориентироваться при выборе мотора и сравним их.
Скорость. Оцените, насколько важна скорость для ваших задач. Катаетесь ли ради трюков и гонок или просто перемещаетесь по городу.
На скорость влияют разные факторы — не только строение мотора, но и вес водителя, тип дороги, погодные условия и так далее. При расчете максимальной скорости производители имеют в виду идеальные условия: вес водителя до 100 кг, прямая асфальтовая дорога, солнечная, безветренная погода.
За скорость отвечает мощность мотора. Чем выше мощность, тем выше скорость.
- Direct Drive. Мощность от 500 до 5000 Вт. Максимально мощные развивают скорость до 100 км/ч, 1000 Вт до 55 км/ч. А 500 Вт до 42 км/час.
- Редуктор. Мощность от 250 до 1000 Вт. Максимально мощные развивают скорость до 40 км/ч, 350 Вт до 30 км/ч.
Чем выше мощность двигателя, тем он тяжелее. Мотор с редуктором мощностью 350 Вт весит 3 кг, а мотор с прямым приводом при равных мощностях весит 6 кг. Также на модели электровелосипедов мощностью от 4000 Вт нужны права и постановка на учет в ГИБДД.
Вывод: Максимальная скорость Direct Drive — 100 км/час, но при этом они тяжелее — вес среднего электровелосипеда мощностью 500 Вт- 28 кг. Притом что велосипед без электромотора весит до 15 кг.
Максимальная скорость редуктора- 40 км/час, вес среднего электровелосипеда мощность 350 Вт-23 кг.
Прямой привод | С редуктором |
— мощность до 5000 Вт. — скорость до 100 км/час. | — Мощность до 1000 Вт — Скорость до 40 км/час |
Местность. Перед покупкой сто́ит представить, для каких целей планируете использовать транспорт — чтобы ездить по шоссе или по лесу, маршрут будет пролегать по ровной дороге или через подъемы и спуски.
В зависимости от типа дороги, мотор-колеса будут работать по-разному.
- Direct Drive. Хуже преодолевает подъемы в гору, так как у них меньше тяга. При подъеме на одну и ту же высоту прямому приводу понадобится больше мощности. При работе на максимальной мощности быстрее садится аккумулятор.
- -Редуктор. Лучше заезжают на высоту благодаря большей тяге. При подъеме в гору этим моторам понадобится меньше мощности и энергии от аккумулятора.
Вывод: Мотор с редуктором тратить меньше заряда аккумулятора при поездках с преодолением подъемов и спусков. Direct drive мощностью 500 Вт подходит для езды по прямой местности. Для поездок на высокой скорости в условиях внедорожья надо выбирать модель с запасом мощности от 1000 Вт.
Прямой привод | С редуктором |
— Ровная дорога — Внедорожье от 1000 Вт | — Холмистая местность/ подъем в гору |
Обслуживание. При выборе мотора учтите рекомендации по уходу. На них придется закладывать время и силы.
В базовое обслуживание электровелосипеда входит:
— Мойка
— Проверка натяжения тросов
— Проверка системы переключения передач
— Проверка и замена изношенных тормозных колодок
— Подкачка колес
— Чистка и смазка цепи
Отличия имеет обслуживание мотора:
- Direc Drive. Достаточно следить за отсутствием повреждений кабеля идущего от мотор-колеса и исключать попадания песка и грязи в подшипники.
- -Редуктор. Каждые 7—9 тыс. км надо менять масло и шестерни в редукторе. Цена всего комплекта шестерней 1500 рублей. Самостоятельная замена займет 1—2 часа.
Вывод Моторы с прямым приводом за счет своей конструкции, более надежны и не потребуют дополнительных технических знаний.
Моторы с редуктором требуют больше внимания. Однако процесс замены несложный и с этим можно справиться самостоятельно либо обратиться в технический центр.
Прямой привод | С редуктором |
— Следить за попаданием песка в подшипники | — Замена смазки — Замена шестерней |
Работа без аккумулятора. В базовой комплектации к велосипеду прилагается аккумулятор емкостью 12 ампер/часов. Этого хватит на 45—50 км. При условии, что вес водителя не превышает 100 кг, средняя скорость 30 км/час и маршрут пролегает по прямой дороге. При севшем аккумуляторе может создаваться сопротивление при кручении педалей:
- Direct Drive. Создает небольшое сопротивление, если сел аккумулятор. По ощущениям сравнимо с ездой на велосипеде при умеренном потоке ветра навстречу.
- Редуктор. Не создает сопротивления. Если аккумулятор сел, крутить педали будет так же легко, как на обычном велосипеде.
Вывод: Прямой привод без питания создает сопротивление, а с учетом большого веса лучше следить за уровнем заряда. Также можно оснастить велосипед дополнительным аккумулятором или взять модель с мощностью на 16 ампер-часов. Такого заряда хватит на 100 км. Редуктор не создает сопротивления и легче. Если аккумулятор сядет, движение можно продолжить как на обычном велосипеде.
Прямой привод | С редуктором |
— Сопротивление при самостоятельном педалировании | — Сопротивления нет |
Цена. Спланируйте бюджет, который хотите потратить на покупку велосипеда. Хотите использовать его постоянно, на дальние дистанции и высокие скорости или для эпизодических поездок по даче до магазина, на низких скоростях.
- Direct Drive. Это последнее слово в технике, они более надежные и дают более мощные возможности при катании. Плюс производство и растаможивание таких моторов стоят дорого. В среднем, они дороже, чем редукторы.
- -Редуктор. — рабочая лошадка, их производить и транспортировать дешевле, чем директ драйвы. В среднем их цена ниже.
Вывод: Если мотор нужен для экстремальных поездок, высокой скорости и острых ощущений-то ваш выбор — это мотор с прямым редуктором. Для спокойной езды по городу или даче стоить рассматривать моторы с редуктором.
Прямой привод | С редуктором |
— от 17 тыс. руб — 60 тыс. руб. в среднем 20 тыс. руб. | — от 12 тыс. руб. до 30 тыс. руб. в среднем 16 тыс. руб. |
Сравнительная таблица моторов:
Мотор-колесо с редуктором | Мотор-колесо с прямым приводом | |
Мощность | + | ++ |
Проходимость | ++ | + |
Скорость | + | ++ |
Стоимость обслуживания | + | ++ |
Цена | ++ | + |
Вес | ++ | + |