Мотор-колесо или кареточный. Какой мотор выбрать для электровелосипеда?
Клиент Валерий спрашивает: «Помогите начинающему райдеру. Хочу установить мотор на свой велосипед и здесь возникла проблема — не понимаю какой выбрать. Посоветуйте, какой лучше взять. Видел, что есть кареточный и мотор-колеса с редуктором и без. Мне нужен для езды по городу и на даче без особого фанатизма. Заранее спасибо».
Мотор — сердце электровелосипеда. Он выполняет главную работу по перемещению — использует мощность двигателя и дает велосипеду силовое ускорение. На рынке есть три варианты моторов.
1)Кареточные моторы. Называется так потому, что располагается в каретке велосипеда — в месте соединения педалей и звезд, которые вращают цепь. Другие названия — «подвесной», «центральный», «мид-драйв».
Принцип работы: крутящий момент передается на заднее колесо через трансмиссию велосипеда, то есть через цепь, звезды и задний переключатель. Таким образом, мотор крутит не колесо, а звезды.
— Иван Тихомиров, технический консультант: «Кареточные моторы — будущее электровелотранспорта. У них есть очевидные преимущества перед мотор-колесами: возможность переключения передач позволяет подстраиваться под любую местность. Простота установки мотора не требует замены колеса или замены спиц. Из-за расположения мотора в области педалей нет смещения центра тяжести, что привычно для обычного велосипедиста, а также придает дополнительную устойчивость всему велосипеду. Этот мотор подходит для людей живущих в горах или любителей бездорожья».
Плюсы | Минусы |
— Разные режимы переключения скоростей — низкая передача для внедорожья, высокая — для ровной и быстрой езды. — Не перегревается на высоких скоростях. — При севшем аккумуляторе крутить колеса также легко, как на обычном велосипеде. — Не нужно заморачиваться переспицовкой, как на мотор-колесе. | — Стоимость от 50 000 рублей. — Из-за нагрузки на весь цепной привод быстрее изнашивается цепь и звездочки. — Нужно смазывать маслом раз в месяц. — Если сломается — дорого чинить — Максимальная скорость —до 45 км/ч |
2)Мотор-колесо с прямым приводом Мотор расположен на колесе, переднем или заднем и вращает само колесо. В зависимости от расположения колеса привод будет передним, задним или полным.
Принцип работы: У такой конструкции есть две основные части — ротор и статор. Ротор — это ось колеса с обмотками, она неподвижна и жестко закреплена к раме велосипеда. Статор — это втулка колеса с мощными постоянными магнитами, к которой закреплены спицы и обод, она подвижна. Статор вращается вокруг ротора и приводит колесо в движение.
— Иван Тихомиров, технический консультант:«Надежный мотор, не требующий дополнительного обслуживания. Из-за небольшого количества деталей в устройстве, в нем просто нечему ломаться, а при возникновении неисправности найти детали и сделать ремонт можно самому. Широкий диапазон мощностей позволяет выбрать модель, которая может развивать скорость до 100 км/час. Отличный вариант для любителей быстрой езды по прямой дороге».
Плюсы | Минусы |
— Надежная ремонтопригодная конструкция. — Широкий диапазон мощностей — от 500 Ватт до 6000 Ватт. — Высокая скорость — до 100 км/час | — Если сел аккумулятор, то тяжелее крутить педали. — Смещение центра тяжести на колесо — поначалу тяжелее держать равновесие. — Для заезда в гору будет тратиться больше заряда аккумулятора. — Цена выше, чем у мотор-колеса с редуктором, при одинаковой мощности. — Тяжелый мотор 7−8 кг |
3) Мотор-колесо с редуктором— Мотор также расположен на колесе, но имеет редуктор.
Принцип работы: Редуктор — это устройство, которое увеличивает крутящий момент мотор-колеса, но при этом снижает максимальную скорость движения до 30 км/ч. То есть заезжать на горку будет легко, но на прямой дороге скорость будет невелика.
— Иван Тихомиров, технический консультант:«Электродвигатель со встроенным редуктором позволяет сочетать проходимость и легкость управления. Кроме небольшого веса и меньшего размера, крутить педали с таким мотор-колесом также легко, как ехать на обычном велосипеде. За счет редуктора заезд на гору не будет затрачивать дополнительную энергию аккумулятора. Если вам нужна хорошая тяга, и вы не собираетесь ездить со скоростью выше 35 километров в час — сто́ит остановить свой выбор на редукторном мотор-колесе. Оптимальный вариант для людей, которые используют велосипед в городе или на даче».
Плюсы | Минусы |
— Моторы с меньшей мощностью могут спокойно преодолевать подъемы без затрат аккумулятора — При севшем аккумуляторе крутить колеса также легко, как на обычном велосипеде. — Самая низкая цена среди электромоторов — Вес мотора до 5 кг | — Максимальная мощность не более — 1000 ватт. — Скорость не выше 40 км/час. — Необходимо менять пластиковые шестерни в редукторе каждые 6−9 тыс. км |
Сравнительная таблица моторов:
Кареточный | Мотор-колесо с редуктором | Мотор-колесо с прямым приводом | |
Мощность | +++ | + | +++ |
Проходимость | +++ | ++ | + |
Скорость | ++ | + | +++ |
Стоимость обслуживания | +++ | ++ | + |
Цена | + | +++ | ++ |
Шум | + | +++ | ++ |
Вес | ++ | +++ | + |